ОТ ТАНИ ГРОТТЕР Я УСТАЛ

— К критике я отношусь спокойно и с большим уважением, если она аргументированна. Критика нужна. Себя со стороны не видишь. Критики это зеркала, в которые можно поглядеться.

— Вы напишете ещё книги о Тане Гроттер?

— Возможно, когда-нибудь я вернусь к «Тане», но пока мне нужно отдохнуть от неё.

— Таня Гроттер и Мефодий Буслаев ещё пересекутся в новых книжках?

— Серия «Мефодий Буслаев» будет жить отдельной жизнью. Какие-нибудь упоминания о Тане могут быть, но она не появится в романе. Я думаю — лучше не смешивать. Каждая книжная серия хороша сама по себе.

— Гарри Поттер сейчас выходит из моды, а что происходит с Таней Гроттер?

— Я могу точно сказать, что «Таня» заняла определённую нишу. Есть книги модные, а есть книги стабильные, я думаю, что «Таня» превращается из книги модной в книгу стабильную.

— Будут ли фильмы или компьютерные игры по «Тане Гроттер»?

— Время от времени компьютерные фирмы мне присылают проекты, но пока ничего приятного я сказать вам не могу. Что касается фильмов — это зависит от заказчика. Идеи есть.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Сейчас я пишу два сериала. У меня есть ещё пара интересных задумок, но мне не хотелось бы о них говорить, потому что нельзя изменять тем сериалам, которые лежат у тебя в компьютере, иначе они могут сильно на тебя обидеться.

— Пословицы и поговорки, которые есть в ваших книгах, вы сочиняете сами?

— Всем известные народные пословицы, конечно, сочинил не я. Только некоторые поговорки и пословицы мои.

— Вы пишете что-нибудь кроме фэнтези? Вас интересует реальный мир?

— Я не считаю себя автором традиционного фэнтези. Мои произведения не существуют в рамках одного жанра. Таня Гроттер и Мефодий Буслаев, если определить эти книги в жанровом отношении, — это фэнтези плюс реалистический роман. Поэтому к жанру традиционного фэнтези моя проза не относится. Именно на пересечении реалистического романа и фэнтези, я считаю, может родиться интересная книга.

— Будут ли продолжены ваши отношения с издательством «Альфа-книга»? В этом издательстве у вас вышли две серии — «Неудачник» и «Великая женщина».

— Нет, теперь работаю только с издательством «Эксмо». Надеюсь, что эти книги будут переизданы в этом издательстве. Думаю, год-два я не буду возвращаться к сотрудничеству с издательством «Альфа», хотя вполне возможно, что когда-нибудь мне это захочется. У меня очень много рассказов, которые можно предложить «Альфе». Вообще, писать роман это одно, а рассказ — сосаживаюсь к очередному стулу или очередному компьютеру, то пишу какой-то новый пласт прозы.

— В каком жанре вы пишете рассказы?

— Это или реалистические рассказы, или рассказы в жанре юмористической фантастики. Они есть в Интернете, посмотрите.

— Почему вы не пишете отдельные книги? Сериалы лучше продаются?

— Такие книги уже существуют. Они выпускаются сейчас серией, которая называется «Любимые книги Тани Гроттер», там будет более двадцати книг. Это весь литературный багаж, который был у меня до этого времени. Книги этой серии ориентированы на читателя до 14 лет.

— Ваш читатель — это только ребёнок?

— Нет. Писать только для детей мне было бы неинтересно. Сейчас я вижу по электронным письмам, из разговора с почитателями — мне удаётся работать и на взрослого читателя. Это для меня крайне важно.

— Город Емец как-нибудь связан с вашей фамилией?

— Я на это надеюсь, но вообще моя фамилия орловская. Она 14-го века. У неё есть два значения. Первое — это сборщик податей, второе — ловец преступников.

— Я слышал, что вы занимались каратэ.

— Я и сейчас занимаюсь. Хотя последний месяц я могу тренироваться только дома.

— Я помню, что вы участвовали в соревнованиях на Украине.

— Это были соревнования крымские, а не всеукраинские. Я выиграл второе место.

— Вы, правда, знаете латынь или берёте выражения из других книг?

— Я знаю латынь. И пользуюсь словарём. греческий ещё знаю.

— Почему вы в книгах не пишете просто — «душа», а заменяете это слово другим?

— Просто писать — «душа» было бы банально и ответственно.

— По-вашему, где у человека находится душа?

— Меня всегда занимал этот вопрос. И даже не столько где она находится, а как душа «работает». Если действительно существует душа, то почему мы видим старых людей, которые сохранили бодрость тела, но уже не в этом мире — они потеряли память, они внутренне умерли. Потом я приблизительно понял, как это возможно. Например, в комнате стоит пианино. Мы нажимаем на клавиши и слышим звук, слышим музыку. Теперь представим, что прошло время и пианино постарело. Внутри инструмента некоторые струны порвались, некоторые прогнили. И «душа» нажимает на те же клавиши, но музыки уже не получается. Где находится душа, я не знаю.

— Кого бы из писателей вы могли отметить?

— Я не ориентируюсь на живущих ныне писателей. Они мне неинтересны. Я люблю литературу 19-го века. У меня не хватает времени следить за современной литературой. Я мало читаю новых книг, в основном перечитываю тот багаж, который у меня собрался. В своё время я прочитал тысячи книг, и для меня очень важно открыть что-то новое в уже прочитанном.

Беседу вёл Александр ГРИЦЕНКО